Чужие мнения и попытка нейтралитета

Буду честна сама с собой и скажу, что чужие рецензии и отзывы, прочитанные до знакомства с книгой всё же имеют на меня влияние, хотя я всегда говорила обратное.

Натыкаюсь на чем-то заинтересовавшую меня книгу — читаю описание — лезу на LL смотреть, читал ли её кто из друзей, смотрю их оценки, пробегаю взглядом рецензии. Если оценки низкие и рецензии плохие, морщу лоб и думаю «а оно мне надо?» и с вероятностью 90% книгу из TBR выкидываю. И это, ребята, не правильно. Абстрагироваться от чужого мнения не так просто, как кажется, особенно если оно до вас донесено раньше, чем вы успели составить своё. Точно так же чересчур восторженные отзывы делают своё чёрное дело и задирают планку ожидания. Ваш КО. 

Вырабатываю новую схему поведения: слышу хорошие отзывы на книгу, которая меня заинтересовала и добавляю её в TBR с мыслью «интересно было бы почитать», а не «о боже, это мне обязательно понравится, дададададад111!!!!1111». Слышу нехорошие отзывы на книгу, которая меня заинтересовала и добавляю её в TBR с мыслью «интересно было бы почитать», а не «о боже, какая муть, мне конечно же не понравится, зачем зря тратить время». Как я говорила ранее, книги, которые меня не цепляют, я бросаю очень легко, так что не вижу смысла отказываться от чего-то, что привлекает интуитивно. Не замуж же мне за эти книжки выходить.

Так как мой читательский опыт достаточно богат, то я уже быстро определяю, стоит ли мне потратить время на ту или иную книгу или можно смело проходить мимо. Теперь надо научиться пропускать через фильтр чужие мнения, не дав им сбить себя с толку.

Да прибудет со мной сила.

PS Пост мыслей вслух навеян одним буктьюбовским обзором, в котором опускается по полной программе полюбившаяся мне Love, Nina. Буктьюбера этого я смотрю месяца три и попадись мне её разгром до чтения «Нины», я может быть ещё и подумала бы, прежде чем книгу покупать и читать, а так он попался после.

PPS Вообще терпеть не могу слишком эмоциональные отзывы, которые напирают на то, что книгу читать не надо или наоборот, надо читать всем. В таких случаях я из вредности не следую советам рецензента, что не есть умно. В общем, как пел Женя Лукашин: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь».

PPPS: Какое у вас отношение к рецензиям? Поддаётесь ли вы влиянию из вне до и после прочтения книги? Были ли случаи в вашей читательской жизни, когда полюбившуюся вам книгу опускали, унижали, громили и вам было за неё особенно обидно?

Чужие мнения и попытка нейтралитета: 17 комментариев

  1. Ты подняла отличную тему для размышлений и обсуждения.
    В целом меня давно занимает мысль, насколько сильно мы можем влиять на мнение/ интересы других людей, советуя или опуская книги в их глазах. Так постепенно можно сформировать или воспитать человека, подсовывая ему те или иные книги, и это дело серьезное (сужу по собственному опыту книжного влияния на сестру).
    Читаю рецензии только близких по интересам книжных френдов, их влиянию поддаюсь, все остальное чтиво просто пробегаю глазами. До прочтения книги влияние особенно сильно, потому что я думаю, а вдруг я забуду о существовании этой прекрасной книги или о чем она, и начинаю истерить, отодвигая собственные хотелки на задний план.
    Про случаи унижения и разгрома любимых книг: да, были.
    2 самых ярких на моей памяти: загнобили «Солнечную аллею» в нашем бук клабе, которую как раз я и предлагала к прочтению и обсуждению.
    И «Письмовник» Шишкина также, там же. В обоих случаях книги гнобили так, что эти люди практически довели меня до слёз. После этого около полугода не приходила в бук клаб.
    Ещё в тему рецензий: бесят рецензии, в которых просто описывается сюжет книги, разбавленный спойлерами 😦

    Нравится

      • Ты бы их всех порешила, я знаю. Люди очень мало знают/ли об описываемом в книге периоде времени, поэтому совсем не прониклись книгой, восприняли ее как дешевый романчик. Козлы.

        Нравится

    • Несколько лет назад, когда я ещё была молодой и считала своё мнение ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ, я обидела свою подругу, которая от души посоветовала мне книгу, которая ей понравилась, а мне вот вообще никак, и я вылила ушат дерьма на этот роман в ЖЖ. Через какое-то время я поняла, что поступила как свинья порядочная, пост потёрла, прощения у подруги попросила, но мне стыдно до сих пор. С тех пор стараюсь как-то нейтрально отзываться о вещах, которые не понравились, но которые нравятся близким мне людям. Может быть не всегда выходит, так как ЧСВ у меня, пусть меньше, чем у Боно, но размером, примерно, с Канаду, но я стараюсь.

      Нравится

    • Не переживай, Маша, не все и не всё могут оценить) «Письмовник», по-моему, вообще очень личная книга, которую не стоит толпой обсуждать.

      Нравится

  2. ulsa:

    У меня регулярно к книжным постам прилетают комментарии в духе «так я не понял, понравилось или нет?» :))) Даже плохая книга может навести на интересные мысли, так что однозначно я советую только детективы :))))

    Отстраниться от чужих рецензий? И в мыслях не было! Есть круг из 5-8 читателей, с которыми мои вкусы совпадают достаточно часто, так что это самый лучший для меня источник TBR.

    Нравится

    • Тут даже не в отстранении дело, а в фильтрации своих чувств. Есть люди, среди читающих, ко мнению которых я прислушиваюсь, которые могут меня сподвигнуть на чтение какой-то книги, которой у меня в хотелках не было. Главное, по-моему, фильтровать их негативные отклики по потношению к тому, что интересно. Да, не факт, что я прочитаю и мне не понравится, но лучше, мне кажется, убеждаться в этом самой, чем потом думать, а вдруг бы мне всё же понравилось. Не знаю, насколько моя позиция верна, может и не верна вовсе. Т.е., доверяй, но проверяй 🙂

      Нравится

      • ulsa:

        Видимо, я в кругу каких-то постигших нирвану личностей, не припомню, чтобы они что-то ругали. Точнее, ровно одну книгу, которую мне нравится, разругала недавно в лиру одна френдесса, так это по моим меркам событие века. Кстати, честно пошла и объяснила, почему там (в «Оксфордских страстях» Олдисса) персонаж превращается именно в осла, Вполне мирно разошлись.

        Нравится

  3. Почва для размышлений плодотворная, это да. Я люблю читать чужие рецензии, иногда они выводят меня на совсем неожиданные и необычные книги, мимо которых я могла бы пройти и не обернуться. Такие книги всегда добавляю в свой ТБР и если, в результате, мне книга понравилась, то стараюсь человека поблагодарить за верную наводку. Но на оценки «понравилось-не-понравилось» стараюсь вообще не никак не реагировать. Сколько людей, столько и мнений. Если отзыв отрицательный, то это действует на меня первые пять минут, но потом заклятие рассеивается и книгу я из своего списка не удаляю. Стараюсь придерживаться своего собственного курса. И у меня много читающих френдов, с которыми у нас вкусы часто не совпадают, но которые при этом мне безумно интересны как личности и как творчески-читательские единицы. Например, я знаю что Донна Тартт (один из моих самых любимых современных авторов) часто вообще не воспринимается и на нее много «фу-фу-фу». Однажды моя хорошая знакомая прочитала мою рецензию на «Маленького друга», а потом сам роман. И книга ей настолько не понравилась, что она написала мне гневное обвинение, как я могла, зараза этакая, накатать такую роскошную рецензию на такую гадость?!)))
    Я очень спокойно отношусь к тому, что моя любимая книга может кому-то не понравится, но меня выбешивает, когда хорошую книгу унижают, самоутверждаются за ее счет, мол все читают-зачитываются, а считаю ее пустышкой. Есть разница, когда книга достойная, но оказалась не вашего цвета-фасона-размера и откровенно слабой и халтурной писаниной. Тоже все субъективно, конечно. Но я люблю, когда человек рассуждает и анализирует, почему именно книга ему не понравилась, а не выдает логическую цепочку типо «Фу, этот ваш помидор мерзкий, потому что он красный, круглый, ни фига не зеленый и не вытянутый, и без пупырышек….А я люблю , вообще-то, огурцы !».
    Кстати, больше всего я расстраиваюсь, когда бессовестно ругают «Сто лет одиночества» Маркеса, «Тайную историю» Донны Тартт, «Имя розы» Умберто Эко и «Страну смеха» Дж. Кэрролла.

    Нравится

    • Отрицательных рецензий с разбором полётов, а не с просто «фуфуфу» так мало, что я даже сходу ни одной вспомнить не могу. Каюсь, я говорила бяку (но не сильно) про «Тайную историю», правда не в рецензии, а в комментарии к рецензии на «Щегла» на LL 😦 Больше не буду. Бессовестные ругательства любимого — это всегда тяжко, это как будто стая варваров пронеслась по душе и навалила там кучу, а то и две. Понятно, что надо познать дзен и научиться просто забивать на такие вещи, люди есть люди, но у меня как-то до сих пор не получилось.

      Нравится

  4. Я частенько читаю отзывы на книгу перед тем, как добавить ее в список на прочтение. Вот поэтому люблю отзывы без спойлеров или с предупреждением о них. Если книга показалась мне чем-то интересной, то чужие отзывы не повлияют на мое решение ее почитать. Конечно, книга может меня разочаровать, но это уже совсем другая история.
    Я нейтрально отношусь к тому, что кому-то может не понравиться моя любимая книга. Утешаюсь тем, что на вкус и цвет фломастеры разные 🙂

    Нравится

  5. У меня список TBR обычно пополняется вообще без участия рецензий — хватает знакомого автора, интересной темы или аннотации. При этом я регулярно читаю рецензии нескольких человек, которых знаю лично или вкусы которых хорошо представляю. Ну и, соответственно, могу оценить, будет ли книга интересна мне — независимо от того, понравилась она рецензенту или нет.

    Насчет любимых книг — мне пофиг, когда они не нравятся каким-то посторонним людям. Но ведь бывает и так: даешь человеку, который тебе нравится, книгу, которая тебе тоже нравится, с надеждой, что у них двоих все сложится — а почему-то не получается. И вот тут, хоть понимаешь, что от этого ни книга, ни человек не становятся хуже, все равно обидно, что не получилось поделиться своей радостью.

    А еще у меня есть guilty pleasure — прочитать книгу и пойти на Лайвлиб читать отзывы. В эти моменты особенно хорошо понимаешь, что любой отзыв гораздо больше говорит о его авторе, нежели о книге. Но даже там не всегда треш, угар и содомия, бывают и приятные сюрпризы.

    Нравится 1 человек

  6. обожаю каменты типа «спасибо за отзыв! теперь ни за что не возьму эту книгу в руки! удаляю из хотелок!!11» под отрицательными рецензиями ._.

    я спокойно реагирую на чужие мнения относительно непрочитанных мной книг. кивну и пойду читать сама. если мне что-то советуют (что бывает редко) или сама выцепляю книги из чужих впечатлений, то добавляю их в совсем отдельный список, который не имеет никакого отношения к to-read.

    Нравится

    • Такие комменты у меня тоже в фаворе. Мне кажется, что я всё же не совсем понятно выразилась в посте, я не то, чтобы поступаю, как вот такие комментаторы, а отрицательные оценки и отзывы (раскрытые) скорее влияют на моё желание прочитать что-то необязательное. Или я уже запуталась сама.
      Отдельный список от tbr — это мысль! Попробую сегодня вечером пошерстить свои хотелки на лл и понять, что там первоначально, а что нет.

      Нравится

      • в посте все понятно, это просто у меня проснулся зуд по поводу этих нескончаемых комментов на лл 😉 настоящее засилье ж — или это мне так везет.

        Нравится

        • Я тоже часто на такие натыкаюсь, даже под моими отрицательными отзывами кто-то такое писал. Недавно видела, как под таким комментом какой-то юзер сказал, что мол, нафига? Не лучше ли положиться на свой вкус, вместо того, чтобы доверять чужому мнению? Но его заклевали ибо реца была популярной дамочки, а комментатор никому неизвестный чувак. Всё как всегда, в общем ))

          Нравится 1 человек

Добавить комментарий

