Гюнтер Грасс в мешке

Влезла я тут в одну игру книжную на livelib, «Кот в мешке» называется. По правилам я выбираю тему, выбираю количество страниц и читаю одну книгу из трёх предложенных. Я выбрала немцев и «Под местным наркозом» Гюнтера Грасса.

Грасса я до этого не читала ни странички, но в хотелках он был (как обычно, руки не дошли) и что я имею сказать. Есть такое избитое выражение про поток сознания, так вот, мне кажется можно забыть все книги, которые вы считали до этого потоком сознания автора, так как «Под местным наркозом» это сознание в общем. Это как будто вы сидите в голове у глав.героя и живёте его мыслями, вот этим вот потоком, который перескакивает с цемента на войну, с войны на исправление прикуса. Поначалу я думала, что книгу надо читать очень внимательно, чтобы не упустить ни одной детали и не запутаться в сюжете, сейчас мне кажется, что это в принципе нереально, так как мысли автора перекликаются с мыслями читателя и получается абсолютная каша. Я ловила себя на том, что просто выпадала из текста, бежала глазами по строчкам, а сама думала wtf, писатель?

Книгу я дочитаю по двум причинам: потому что мне хочется и мне интересно поставить над собой читательский эксперимент. А у Грасса я ещё всё равно буду читать «Луковицу памяти», не важно, понравится мне в итоге «Под местным наркозом» или нет.

Отзыв после прочтения:

Гюнтер Грасс ел мой мозг ложечкой, как Ганнибал Лектер, полторы недели, только потому, что я сама позволила ему это с собой сделать. По правилам, я могла прочитать лишь 20% текста* и со спокойной совестью отчитаться о первом ходе, но я была под наркозом, местным или общим, я уж не знаю.
Я страсть как завидую людям, которые понимают не только головой, но и сердцем, что эта книга — настоящая бомба, и реально кайфуют от текста. Умом я понимала, что построение романа, сюжет, перевод, вот это всё — это однозначный мастрид, но…
В первой части книги читатель влезает в мысли главгероя и пропадает в их мешанине, в одном предложении умещаются слюноотсасыватель, цемент и WWII. Т.е., как мы в жизни ухватываем только какие-то куски наших мыслей, так и тут Грасс сделал так, чтобы читатель посидел у героя в голове. Я постоянно ловила себя на том, что я уходила от текста в транс, блуждая среди цементной пыли и линдылиндылинды. Поначалу я думала, что очень важно не упускать ни единой строчки, возвращалась и перечитывала абзацы, но реклама холодильника с оплатой в рассрочку забирала 1/8 моего внимания. Доктэр! На помощь, доктэр!
У второй части линейное повествование про наше гнилое общество и одну таксу, читалась она гораздо легче и даже вселило в меня мысль-шмысль о том, что с «Под местным наркозом» у меня всё получится. Наверное да, когда-нибудь потом. Книга попала не в то время, не в том возрасте и не в ту голову, а ведь это отличная книга. Увы. Вас ис дас, Гюнтер Грасс.

Гюнтер Грасс в мешке: Один комментарий

  1. даже не думала, что эта книга Грасса — поток сознания. Если он тебе в итоге будет ок, то и сквозь «Шум и ярость» Фолкнера ты пройти сможешь)) Правда, подобные книги нужно принимать, то есть читать очень дозированно. Есть риск, что поедет крыша не только у глав героя, но и читателя)

    Нравится

Добавить комментарий

